Курс управления яхтой

Ниже приведена сжатая информация, ознакомившись с которой, вы будете понимать как ставить, убирать и рифить паруса, сможете выполнять команды капитана и участвовать в управлении яхтой. Для этого очень важно выучить и понимать термины выделенные жирным шрифтом.

Сразу стоит пояснить, что современная парусная яхта не может перевернуться. В отличие от катамаранов и моторных катеров, у парусной яхты внизу киля есть тяжеленный бульб, вес которого у яхты в 45 футов может достигать 5-6 тонн. И чем больше кренится яхта, тем более киль выносится в сторону и бульб давит своим весом вниз, противодействуя крену. Не стоит забывать, чем больше крен, тем больше ветер сбрасывается с парусов, он начинает дуть не в парус, а вдоль него. Т.е. чем больше крен, тем слабее действие ветра и сильнее действие бульба. В итоге, моменты этих сил уравновешиваются, и крен стабилизируется в определенном положении.

В некоторых спортивных яхтах киль даже поворачивается в сторону, благодаря чему стал возможен этот трюк. На фото известный яхтсмен Алекс Томсон, победитель многих гонок, в том числе кругосветки среди одиночек.

Большинство современных яхт оснащены двумя парусами: грот и стаксель.

Есть 2 основных команды для работы со снастями (веревками):

Выбирать - тянуть веревку на себя.

Травить - отпускать веревку от себя.


Установка, рифление, уборка стакселя


Стаксель закручивается на штаг - это трос идущий от носа яхты к топу (верхушке) мачты.

Выбирая эту веревку на себя, мы будем накручивать стаксель на штаг. Эта снасть (веревка) называется закрутка стакселя

Закрутка стакселя (отмечена красным) - проведена к штурвалу. В данном случае стаксель почти убран. Но его можно скручивать частично, тем самым уменьшая его площадь на четверть, на половину. Уменьшение площади паруса называется рифлением. Чем сильнее ветер, тем больше рифят паруса.

Если закрутку стакселя (красная) травить, а стаксель-шкот (желтый) выбирать - мы будем раскручивать стаксель и раскроем его либо полностью, либо до какого-то рифа.

Стаксель можно ставить на правую сторону лодки, как показано на фото. В этом случае мы выбираем правый стаксель-шкот (желтый). Либо можно ставить на левую сторону, в этом случае выбираем левый стаксель-шкот (фиолетовый). Выбор стороны постановки зависит от ветра. Если ветер дует слева - стаксель ставится на правый борт и наоборот...

Подытожим


Для постановки стакселя отдаются 2 команды:


- Выбирать правый (или левый) стаксель-шкот

- Травить закрутку стакселя


Для уборки стакселя отдаются 2 команды:


- Травить правый (или левый) стаксель-шкот

- Выбирать закрутку стакселя


Для рифления стакселя отдаются 3 команды:


- Травить правый (или левый) стаксель-шкот

- Выбирать закрутку стакселя

- Скручиваем стаксель до 1-го (2-го или 3-го) рифа (это метки на парусе, до которых нужно скручивать стаксель)


Установка, рифление, уборка грота


У современных яхт чаще всего грот бывает 2-х видов: классический грот (когда он поднимается вверх, на фото выше в сложенном виде он лежит на гике) и грот на закрутке (когда он раскручивается из мачты горизонтально) как на фото ниже.

Грот на закрутке. Он выкручивается из мачты вдоль гика

Если грот на закрутке, его постановка, уборка и рифление выполняются так же как у стакселя. Разница лишь в том, что у стакселя 2 стаксель-шкота (левый и правый), а у грота один грота-шкот - на рис. ниже это красная веревка часть которой пунктирная. Там где пунктир, она идет внутри гика

Если выбирать закрутку грота (красная веревка левее) и травить грота-шкот (красная веревка правее), то грот будет скручиваться в мачту. Грот можно убрать полностью, либо его можно зарифить до одной из черных меток. Каждая из меток соответствует первому, второму, либо третьему рифу.

И наоборот, если закрутку грота травить, а грота-шкот выбирать - то грота-шкот будет вытягивать грот из мачты.


Курсы к ветру


У каждой лодки есть Диаметральная плоскость (ДП). На фото ниже она проходит через красную линию вертикально.

При попутных ветрах угол между ДП и парусом большой (угол отмечен оранжевым). Чем острее ветер, т.е. чем он более встречный - тем этот угол меньше, т.е. тем больше паруса прижаты к ДП.

Угол между гротом и ДП регулируется при помощи Гика-шкота. Если мы травим Гика-шкот - угол увеличивается, если выбираем - уменьшается. Не путать гика-шкот с грота-шкотом. Гика-шкот крепится к гику. А грота-шкот к заднему (шкотовому) углу грота.

Гика-шкот отмечен красным. При помощи блоков он проведен к лебедке (обведена оранжевым кругом).
Угол между стакселем и ДП регулируется при помощи стаксель-шкота (отмечен желтым), в данном случае при помощи правого стаксель-шкота.

Бейдевинд - курс при встречном ветре (около 60 градусов к встречному ветру).
Галфвинд - курс при 90 градусах к ветру.
Бакштаг - попутный курс при 120 градусах к ветру.
Фордевинд - полностью попутный курс.
Правый галс - ветер дует в правый борт.
Левый галс - ветер дует в левый борт.

Если ветер дует лодке в корму и она идет "бабочкой", когда грот стоит с одной стороны, а стаксель с другой, то галс определяется по гроту: если грот с правой стороны - это левый галс, если грот с левой стороны - правый галс. Понимать каким галсом идет лодка важно, т.к. от этого зависит приоритетность движения.

Шкоты (веревки) фиксируются с помощью лебедки, либо стопоров.

Так выглядит лебедка. Шкот заводится на лебедку снизу. Обматывается лебедка шкотом ВСЕГДА ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ!!! Накладывается 2-4 шлага (кольца веревки) и затем шкот заводится в стопорное кольцо, которое фиксирует веревку и не дает раскрутиться.
Количество накладываемых шлагов (колец) зависит от усилия, которое будет на шкоте. Если усилие небольшое - достаточно 2 шлага. Если большое - 4 шлага, на тонких веревках - 5-6 шлагов.

Перед лебедками на рубке находятся стопора.

Левый стопор в открытом положении (красная стрелка). Стопор правее в закрытом положении (оранжевая стрелка). Если стопор открыт, веревку можно и травить, и выбирать. Если стопор закрыт, он не дает травить веревку, но ее можно и выбирать в закрытом положении стопора.

Частая ошибка при открытии стопора - его не дожимают вниз. Если его не дожать, он будет по-прежнему держать веревку.

ВАЖНО! При работе со шкотами НИКОГДА НЕ НАМАТЫВАЙТЕ ВЕРЕВКУ НА РУКУ, иначе ее может затянуть в лебедку. И никогда не хватайте веревку возле самой лебедки, всегда оставляйте расстояние сантиметров 30

На гика-шкоте всегда должен быть открыт стопор (на него указывает красная стрелка), держаться гика-шкот должен на лебедке (зеленая). Это необходимо для того, чтобы можно было быстро сбросить гика-шкот если придет сильный порыв ветра. Гика-шкот потравится, грот обезветрится и снизится крен. Стопор при сильных нагрузках иногда может заклинить. Необходимость в этом бывает редко, но лучше привыкать все делать правильно в любую погоду, а не только в крепкий ветер.

Позже будет добавлен курс грубой и тонкой настройки парусов, а так же правила расхождения судов...



Шкипер Джек



Яхтенный поход по Канарским островам состоится:

с 18 по 25 мая - осталось 2 места